А что, реставрировать можно по-разному?
Само слово реставра́ция (лат. restavratio — восстановление), согласно словарям, означает восстановление в первоначальном виде (или максимально близком к изначальному) произведений искусства. Но говоря о реставрации, мы часто вкладываем в это понятие разный смысл. Ведь речь может идти как о реставрации в смысле обновления, так и о воссоздании, и о реконструкции.
Вы можете возразить, что это слова-синонимы, здесь говорится об одном и том же!
Все не совсем так. Да везде речь о восстановлении старого, но разными методами и зачастую по разным причинам.Как следствие, и результат, и сроки, и стоимость будут отличаться, причем разница может быть существенной. Объясним подробнее.
- Реставрация (обновление). Назовем так наш первый пункт и сразу скажем, что это наиболее распространенный тип (вид) проведения работ, связанных с реставрацией лепного декора. Он подразумевает, что большая часть лепных украшений, подлежащих реставрации, сохранилась и будет отреставрирована по месту, в натуре. Данный вид работ выбирается, когда реставрируемый лепной декор находится в удовлетворительном (и лучше) состоянии либо имеет высокую художественно-историческую ценность и должен быть сохранен в оригинале по месту.
- Воссоздание (восполнение утраченного). Под этим термином понимается восстановление значительных утрат (более 30%), когда сохранилась только часть декора, или подлежащий к реставрации объект находится в аварийном состоянии либо утрачен полностью. При такой методике реставрация лепных элементов ведется путем изготовления новых изделий, скопированных с исторических моделей, либо на основе архивных материалов, фотографий, сохранившихся образцов и чертежей.
- Реконструкция (изменение назначения, переделка). В этом значении мы не только обновляем и восполняем утраты, но и частично или полностью меняем расположение и количество лепного убранства в соответствии с изменениями, вносимыми в объект. Такой тип работ проводится, когда вы хотите изменить планировку или назначение помещения. При этом лепной декор должен сохраниться и выглядеть целостно и законченно. В этом варианте чаще всего совмещены два предшествующих типа реставрационных работ.
Как будем реставрировать?
Итак, у вас есть лепной декор и вам надо привести его в порядок. С чего начать?
Работы по реставрации правильно начинать с изучения состояния объекта реставрации и по его результатам принимать решения о сохранности лепнины, по предстоящим видам работ, предварительным срокам и планируемой стоимости.
- Визуальный осмотр. Специалист уже с помощью визуального осмотра может увидеть многое. Например, художественную ценность декора, общее состояние гипсового декора по количеству трещин, величине утрат и наличию мест протечек. А также понять, проводились ли ранее работы по реставрации лепного декора.
- Пробные расчистки. Очень важный шаг в подготовке к основным работам. С помощью пробных расчисток определяются почти все параметры предстоящих работ: количество слоев покрытий и прочность (трудноудаляемость), состояние гипсового декора и его сохранность.
- Обмеры и физический осмотр. Простукивая лепные элементы и осматривая трещины, провисы и места протечек, реставратор составляет перечень лепных деталей, подлежащих замене. С помощью обмеров в натуре и результатов пробных расчисток можно рассчитать срок и трудозатраты по реставрационным работам.
А все ли мы предусмотрели?
Поскольку пробные расчистки делаются фрагментарно, а слои красок очень хорошо маскируют следы вмешательств в исторический декор, дать полностью объективную картину до завершения работ по расчистке лепнины удается не всегда. В процессе расчисток очень часто открываются как приятные неожиданности («ах, а здесь, оказывается, такая красота!!!»), так и не совсем положительные моменты в виде прогнивших досок потолка и рассыпающегося от протечек гипса, хорошо замаскированных «месье из РЖУ».
Поэтому окончательная дефектная ведомость, а вместе с ней сроки и, возможно, стоимость выясняются после завершения работ по расчисткам и удалению всех непригодных к реставрации мест. Совсем не обязательно, что это произойдет, но к этому повороту следует быть готовым.
И что, сделаете совсем как было раньше?
А вот здесь надо внимательно и не спеша подумать: мы хотим добиться состояния «идеальной лепнины», как из модного журнала, или максимально сохранить исторический облик и «руку автора». Ведь кто-то считает, что «историзм» - это сказки тех, кто не может сделать прямо и ровно. Но есть и другой взгляд - максимально сохранить «исторический облик», оставив лепной интерьер как есть, только расчистив и укрепив. Надо сказать, что и само состояние лепных украшений часто определяет итог работ. Рассмотрим.
- «Идеальная лепнина». Максимально достичь такого эффекта можно путем воссоздания, т.е. снимаем «историческую гипсовую лепку» и делаем такую же, но новую. Причем возможно смонтировать новый лепной декор, как на старые основания, так и на новые. При реставрации лепнины по месту так же можно прийти к «идеальному состоянию» но чем хуже состояние лепки, тем тяжелее этот процесс. Часто бывает экономически необоснованным такой подход, если лепной декор не имеет исключительной ценности.
- «Историческая живинка». Это направление весьма демократично и конечный результат зависит от ваших пожеланий. Можно максимально сохранять влияние времени на лепное убранство, убирая только преднамеренные дефекты: цементные заплатки вместо лепнины, разъеденный протечками и плесенью гипсовый декор, прорубленные лепные детали. Такой подход часто востребован. А есть варианты с разной степенью «историзма», когда работы проводятся в зависимости от качественного состояния лепнины и желаемого результата, а также их экономической целесообразности.
Ну, теперь давайте реставрировать!
Итак, мы рассказали вам о методах и подходах к реставрации лепного декора в зависимости от требований к конечному результату. Теперь вы знаете, что:
- … по телефону стоимость и сроки реставрации лепнины не определить. Для получения предварительной оценки реставратор должен увидеть объект и получить информацию о планируемых перепланировках или капитальном ремонте и требованиях к конечному результату.
- … после получения предварительной оценки и достижения согласия между сторонами делаются пробные расчистки по месту. Обследуется состояние лепного декора в целом и отдельных декоративных элементов. По результату обследований и обмеров составляется перечень и график работ, также при необходимости корректируется проектная стоимость.
- … только после полной расчистки лепного декора открываются и вся красота, и все изъяны, прятавшиеся за слоями побелок. Именно по завершении расчистки мы получим полную картину, поскольку очень часто бывает, что ¾ лепного убранства в отличном состоянии и все радует глаз, а на последней ¼, самой лучшей по внешнему виду, все истлело под слоями краски.
- … когда речь идет о воссоздании существующего лепного декора, специалистов по реставрации приглашают до начала демонтажных работ. Это важно и очень облегчает работу реставраторам. В практике были случаи, и это не редкость, когда вас приглашают на объект для реставрации или воссоздания лепнины, а вы видите голые стены и потолки и груды мусора рядом. Вам дают пару замытых фотографий и говорят: «Тут все было замызганное, нечеткое и еле держалось, а сделать надо хорошо!» Вот и приходится потом часть выкапывать из мусора, а часть додумывать.
- … когда все расчищено, все «сторонние» заделки удалены, можно с большой точностью определить сроки и объем оставшихся работ. На этом этапе часто выбирается часть лепки, на которой делается «эталонная» реставрация, а затем по этому образцу и реставрируется остальной лепной декор.