В данном разделе мы вместе с вами разбираем, что такое «реставрация лепки», на какие категории делится это понятие в зависимости от требуемого конечного результата. Объясняем, с чего лучше начинать, какие бывают «приятные и неприятные неожиданности» в процессе проведения работ, от чего зависит стоимость реставрации и как постараться избежать лишних расходов. Давайте поэтапно, как при реставрации с лепнины снимают краску слой за слоем, пока не расчистят полностью, будем разбираться в данных вопросах.

А что, реставрировать можно по-разному?

Само слово реставра́ция (лат. restavratio — восстановление), согласно словарям, означает восстановление в первоначальном виде (или максимально близком к изначальному) произведений искусства. Но говоря о реставрации, мы часто вкладываем в это понятие разный смысл. Ведь речь может идти как о реставрации в смысле обновления, так и о воссоздании, и о реконструкции.

Вы можете возразить, что это слова-синонимы, здесь говорится об одном и том же!

Все не совсем так. Да везде речь о восстановлении старого, но разными методами и зачастую по разным причинам.Как следствие, и результат, и сроки, и стоимость будут отличаться, причем разница может быть существенной. Объясним подробнее.


  1. Реставрация (обновление). Назовем так наш первый пункт и сразу скажем, что это наиболее распространенный тип (вид) проведения работ, связанных с реставрацией лепного декора. Он подразумевает, что большая часть лепных украшений, подлежащих реставрации, сохранилась и будет отреставрирована по месту, в натуре. Данный вид работ выбирается, когда реставрируемый лепной декор находится в удовлетворительном (и лучше) состоянии либо имеет высокую художественно-историческую ценность и должен быть сохранен в оригинале по месту.
  2. Воссоздание (восполнение утраченного). Под этим термином понимается восстановление значительных утрат (более 30%), когда сохранилась только часть декора, или подлежащий к реставрации объект находится в аварийном состоянии либо утрачен полностью. При такой методике реставрация лепных элементов ведется путем изготовления новых изделий, скопированных с исторических моделей, либо на основе архивных материалов, фотографий, сохранившихся образцов и чертежей.
  3. Реконструкция (изменение назначения, переделка). В этом значении мы не только обновляем и восполняем утраты, но и частично или полностью меняем расположение и количество лепного убранства в соответствии с изменениями, вносимыми в объект. Такой тип работ проводится, когда вы хотите изменить планировку или назначение помещения. При этом лепной декор должен сохраниться и выглядеть целостно и законченно. В этом варианте чаще всего совмещены два предшествующих типа реставрационных работ.
Вот такими разными могут быть подходы к реставрации лепного декора, в зависимости от состояния объекта, планов по его дальнейшему использованию, планируемого бюджета и временных рамок.


Как будем реставрировать?

Итак, у вас есть лепной декор и вам надо привести его в порядок. С чего начать?

Работы по реставрации правильно начинать с изучения состояния объекта реставрации и по его результатам принимать решения о сохранности лепнины, по предстоящим видам работ, предварительным срокам и планируемой стоимости.

  1. Визуальный осмотр. Специалист уже с помощью визуального осмотра может увидеть многое. Например, художественную ценность декора, общее состояние гипсового декора по количеству трещин, величине утрат и наличию мест протечек. А также понять, проводились ли ранее работы по реставрации лепного декора.
  2. Пробные расчистки. Очень важный шаг в подготовке к основным работам. С помощью пробных расчисток определяются почти все параметры предстоящих работ: количество слоев покрытий и прочность (трудноудаляемость), состояние гипсового декора и его сохранность.
  3. Обмеры и физический осмотр. Простукивая лепные элементы и осматривая трещины, провисы и места протечек, реставратор составляет перечень лепных деталей, подлежащих замене. С помощью обмеров в натуре и результатов пробных расчисток можно рассчитать срок и трудозатраты по реставрационным работам.
По результату всех обследований составляется план работ с ориентировочным графиком и проектной стоимостью.

А все ли мы предусмотрели?


Поскольку пробные расчистки делаются фрагментарно, а слои красок очень хорошо маскируют следы вмешательств в исторический декор, дать полностью объективную картину до завершения работ по расчистке лепнины удается не всегда. В процессе расчисток очень часто открываются как приятные неожиданности («ах, а здесь, оказывается, такая красота!!!»), так и не совсем положительные моменты в виде прогнивших досок потолка и рассыпающегося от протечек гипса, хорошо замаскированных «месье из РЖУ».

Поэтому окончательная дефектная ведомость, а вместе с ней сроки и, возможно, стоимость выясняются после завершения работ по расчисткам и удалению всех непригодных к реставрации мест. Совсем не обязательно, что это произойдет, но к этому повороту следует быть готовым.


И что, сделаете совсем как было раньше?


А вот здесь надо внимательно и не спеша подумать: мы хотим добиться состояния «идеальной лепнины», как из модного журнала, или максимально сохранить исторический облик и «руку автора». Ведь кто-то считает, что «историзм» - это сказки тех, кто не может сделать прямо и ровно. Но есть и другой взгляд - максимально сохранить «исторический облик», оставив лепной интерьер как есть, только расчистив и укрепив. Надо сказать, что и само состояние лепных украшений часто определяет итог работ. Рассмотрим.

  1. «Идеальная лепнина». Максимально достичь такого эффекта можно путем воссоздания, т.е. снимаем «историческую гипсовую лепку» и делаем такую же, но новую. Причем возможно смонтировать новый лепной декор, как на старые основания, так и на новые. При реставрации лепнины по месту так же можно прийти к «идеальному состоянию» но чем хуже состояние лепки, тем тяжелее этот процесс. Часто бывает экономически необоснованным такой подход, если лепной декор не имеет исключительной ценности.
  2. «Историческая живинка». Это направление весьма демократично и конечный результат зависит от ваших пожеланий. Можно максимально сохранять влияние времени на лепное убранство, убирая только преднамеренные дефекты: цементные заплатки вместо лепнины, разъеденный протечками и плесенью гипсовый декор, прорубленные лепные детали. Такой подход часто востребован. А есть варианты с разной степенью «историзма», когда работы проводятся в зависимости от качественного состояния лепнины и желаемого результата, а также их экономической целесообразности.

Ну, теперь давайте реставрировать!

Итак, мы рассказали вам о методах и подходах к реставрации лепного декора в зависимости от требований к конечному результату. Теперь вы знаете, что:


  1. … по телефону стоимость и сроки реставрации лепнины не определить.
    Для получения предварительной оценки реставратор должен увидеть объект и получить информацию о планируемых перепланировках или капитальном ремонте и требованиях к конечному результату.
  2. … после получения предварительной оценки и достижения согласия между сторонами делаются пробные расчистки по месту. Обследуется состояние лепного декора в целом и отдельных декоративных элементов. По результату обследований и обмеров составляется перечень и график работ, также при необходимости корректируется проектная стоимость.
  3. … только после полной расчистки лепного декора открываются и вся красота, и все изъяны, прятавшиеся за слоями побелок. Именно по завершении расчистки мы получим полную картину, поскольку очень часто бывает, что ¾ лепного убранства в отличном состоянии и все радует глаз, а на последней ¼, самой лучшей по внешнему виду, все истлело под слоями краски.
  4. … когда речь идет о воссоздании существующего лепного декора, специалистов по реставрации приглашают до начала демонтажных работ. Это важно и очень облегчает работу реставраторам. В практике были случаи, и это не редкость, когда вас приглашают на объект для реставрации или воссоздания лепнины, а вы видите голые стены и потолки и груды мусора рядом. Вам дают пару замытых фотографий и говорят: «Тут все было замызганное, нечеткое и еле держалось, а сделать надо хорошо!» Вот и приходится потом часть выкапывать из мусора, а часть додумывать.
  5. … когда все расчищено, все «сторонние» заделки удалены, можно с большой точностью определить сроки и объем оставшихся работ. На этом этапе часто выбирается часть лепки, на которой делается «эталонная» реставрация, а затем по этому образцу и реставрируется остальной лепной декор.
Ну вот, мы рассказали вам о необходимом для заказчика минимуме знаний о реставрации лепного декора из гипса, декоративных штукатурок и цементных растворов.